В 1934 году на заводе № 185 имени Кирова начались работы по созданию танка артиллерийской поддержки на базе Т-26, получившего обозначение АТ-1 (артиллерийский танк). Предполагалось, что новая машина поступит на замену танку Т-26-4, серийный выпуск которых так и не удалось развернуть. В качестве основного вооружения АТ-1 предполагалось использовать 76-мм пушку ПС-3 конструкции П. Сячентова. Эта артсистема была спроектирована как специальное танковое орудие, имело телескопический и панорамный прицелы и ножной спуск. По мощности ПС-3 превосходила 76-мм пушку обр. 1927 года, установленную на танках Т-26-4.

Работы по проектированию АТ-1 велись под руководством начальника конструкторского отдела по самоходным установкам опытного завода № 185 имени Кирова П. Сячентова. Весной 1935 года было изготовлено два опытных образца. Самоходная установка АТ-1 относилась к типу закрытых самоходных установок. Боевое отделение находилось в средней части машины в бронированной рубке. Самоходная установка имела на вооружении 76,2-мм пушку ПС-3, смонтированную на вращающемся вертлюге на штыревой тумбе, и автономный 7,62-мм пулемет ДТ, размещенный в шаровой установке справа от нее (на второй машине была установлена 76-мм пушка Л-7). Второй пулемет ДТ был запасным и мог использоваться экипажем для обороны. Для его установки в бортах и корме рубки имелись специальные амбразуры, закрываемые броневыми заслонками.

Экипаж состоял из механика-водителя, который размещался в отделении управления справа по ходу машины, наблюдателя (он же заряжающий), расположенного в боевом отделении справа от орудия, и артиллериста, находящегося слева от него. В крыше установки имелись люки для входа и выхода экипажа из машины.

Пушка, имевшая начальную скорость снаряда 520 м/с, была снабжена телескопическим и панорамным прицелами, имела ножной спуск и была приспособлена для ведения огня, как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Углы вертикального наведения составляли от –5° до +45°, горизонтального наведения — в секторе 40° без поворота машины. Боекомплект установки составлял 40 выстрелов к пушке и 1827 патронов (29 дисков) к пулеметам.

Броневая защита — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6, 8 и 15 мм. Боевая рубка была изготовлена из броневых листов толщиной 6 и 15 мм. Броневые детали соединялись между собой при помощи заклепок. Бортовые и кормовой броневые щитки рубки для обеспечения возможности удаления пороховых газов при стрельбе, на половину ее высоты были выполнены откидными на петлях. Однако щели в 0,3 мм между откидными щитками и корпусом не обеспечивали защиту экипажа от поражения свинцовыми брызгами от пуль. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на танке Т-26. Пуск двигателя производился электростартером «Сцинтилла» мощностью 2 л.с. (1,47 кВт) либо «МАЧ-4539» мощностью 2,6 л.с. (1,9 кВт), или же заводной рукояткой. В системе зажигания использовались основное магнето типа «Сцинтилла», «Бош» или АТЭ ВЭО и пусковое магнето «Сцинтилла» или АТЭ ПСЭ. Емкость топливных баков составляла 182 л. Запас хода установки по шоссе достигал 170 км. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети — 12 В.

В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 6СТА-144 емкостью 144 А·ч и генератор «Сцинтилла» или ГА-4545 (ГА-4561) мощностью 190 Вт (250 Вт) и напряжением 12,5 В с реле-регулятором РРА-4547.

Испытания АТ-1, проведенные весной–летом 1935 года, показали хорошие результаты: скорострельность до 15 выстрелов в минуту, наибольшая дальность стрельбы с места — 10 550 метров, возможность ведения прицельного огня с хода. Поэтому руководство АБТУ РККА приняло решение о подготовке серийного производства АТ-1, для чего в 1936 году предполагалось выпустить установочную партию из 10 машин. Но из-за перегруженности завода № 174 программой по танкам Т-26 сделать этого не удалось. Поэтому производство АТ-1 перенесли на 1937 год. В 1937 году П. Сячентов, ведущий конструктор по самоходным установкам завода № 185, был объявлен «врагом народа» и репрессирован. Это послужило причиной прекращения работ над многими образцами, спроектированными под его руководством. Среди прочих был поставлен крест и на АТ-1, хотя Ижорский завод уже изготовил 8 бронекорпусов, а завод № 174 начал сборку первых машин.

Три года спустя, в ходе советско-финляндской войны, одному из корпусов АТ-1 нашлось применение. В январе 1940 года по просьбе бойцов и командиров 35-й танковой бригады, ведущей боевые действий на Карельском перешейке, завод № 174 начал работы по проектированию «санитарного танка для эвакуации раненых бойцов с поля боя». Эта инициативная работа была одобрена начальником Автобронетанкового управления РККА Д. Павловым. В качестве базы был использован один из имевшихся на заводе корпусов АТ-1, который по месту, без чертежей, был переделан и приспособлен для перевозки раненых.

Заводчане хотели подарить эту машину танкистам к празднику 23 февраля — дню Красной Армии. Но в связи с задержкой изготовления санитарный танк на фронт не попал. После окончания боевых действий санитарный Т-26 (так он именовался в документах завода № 174) был передан в Приволжский военный округ. Дальнейшая судьба машины неизвестна. Таким образом, подводя итог, скажем, что АТ-1 — это первая в мире самоходная пехотная пушка. Для того времени, когда военные увлекались пулеметными танкетками или танками с пушкой калибра 37-мм, самоходка АТ-1 справедливо считалась мощным оружием.

 

Масса

9600 кг

Экипаж

3 человека

Длина

4620 мм

Ширина

2445 мм

Высота

2032 мм

Клиренс

385 мм

Удельное давление

0,75 кг/см2

Двигатель

Т-26, 4-х цил.

Мощность двигателя

90 л.с.

Скорость по шоссе

до 30 км/ч

Запас хода по шоссе

140 км

Запас хода по грунту

110 км

Вооружение

76,2-мм пушка ПС-3, 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект

40 выстрелов, 1827 патронов

Бронирование

до 13 мм