Галерея архивных фотографий танка  

Версальский договор запрещал Германии проводить какие-либо работы в области танкостроения. Тем не менее, они велись. Так, в середине 20-х годов в условиях строгой секретности фирмами «Даймлер-Бенц», «Крупп» и «Рейнметалл» были разработаны проекты трех танков под общим названием Grosstraktor («тяжелый трактор/тягач»). В 1928 году закончили сборку опытных образцов фирмы «Крупп» и «Рейнметалл». А в 1929 году был готов и танк фирмы «Даймлер-Бенц» (на снимке сверху), разработкой которого руководил профессор Ф. Порше.

Все три машины имели общую схему компоновки и примерно одинаковые боевые и технические данные. Каждый танк был выпущен в двух экземплярах, причем второй даймлеровский Grosstraktor увидел свет только в 1930 г. Но несмотря на очередность изготовления танков, образцы фирмы «Даймлер-Бенц» получили название «Grosstraktor I», «Рейнметалл» — «Grosstraktor II», а «Крупп» — «Grosstraktor III». Иллюстрации на этой странице расположены именно в таком порядке.

Ко всем танкам предъявлялись следующие требования: масса — 15 тонн, скорость — 40 км/ч, размещение одной 75-мм пушки KwK L/24 в главной башне и 2–4 пулеметов в малой башне, в корпусе и в основной башне (спаренно с пушкой). Танк должен был преодолевать стенку высотой до 1 м, уклон 30° и брод глубиной 0,8 м. Длина танка должна составлять 6 м, высота — 2,4 м, удельное давление на грунт — порядка 0,5 кг/см².

Увеличить изображение

В итоге проекты всех трех фирм получились очень похожими и в целом сильно тяготели в сторону британских «ромбов» и французских тяжелых танков. Компоновка машин была идентичной: в передней части корпуса находилось отделение управления, на крыше которого устанавливались две башенки со смотровыми щелями. За ним располагалось боевое отделение, рассчитанное на 3-х человек.

Основное вооружение, состоявшее из 75-мм короткоствольной пушки KwK L/24, располагалось в конической башне, оснащенной приборами наблюдения и аварийным люком в кормовой части слева. В средней части корпуса находился двигатель, узлы трансмиссии и система охлаждения. Ходовая часть (на 1 борт) состояла из 16 сдвоенных катков малого диаметра, 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колес.

В общей сумме было изготовлено 6 экземпляров машин, все из неброневой стали. Серийно выпускать «гросстракторы» не стали, однако на них было отработано множество технических решений, использованных в дальнейшем в конструкциях других танков.

  Галерея масштабных моделей танка