В 1945 г. Артком ГАУ разослал по заводам и КБ тактико-технические требования на новую 57-мм пушку на замену ЗИС-2. По этим требованиям в КБ завода № 172 в 1946 году была спроектирована пушка М-16. Основным ее отличием был меньший, чем у ЗИС-2, вес, с сохранением баллистики и боекомплекта. В мощном дульном тормозе длиной 600 мм имелось 20 пар окон, прорезанных под углом 49° к оси канала. Он поглощал около 72% энергии отката. Опытный экземпляр пушки прошел полигонные испытания с 28 октября по 4 декабря 1946 г. На 544-м выстреле испытания были прекращены из-за большого искривления дульного тормоза.

Опытный экземпляр был доработан и под индексом М-16-2 подан на ГАП для повторных испытаний. В их ходе выявилась недостаточная прочность верхнего и нижнего станков, ненадежная работа затвора и спускового механизма, неудовлетворительная работа противооткатных устройств, неустойчивость системы при стрельбе и т. д. По мнению комиссии, доработка системы М-16-2 была нецелесообразна.